А.Борисенко, С.Скородумов,
г.Ярославль.
МЕЖДУ ВЕРОЙ И ИДЕОЛОГИЕЙ
"Вы не найдете
в этой книге («Разоблаченная Изида») ни одного слова против Русской
Православной Церкви. Вы спросите, - почему? Потому что Ваша церковь - самая
чистая и самая истинная... В русской Православной Церкви прочно заложено зерно
божественной Истины, только оно зарыто у самого основания: его нельзя найти на
поверхности…"
Из письма Е.П.Блаватской 1877 г.
Три искушения Христа
Сколько веков прошло со
времен Великой жертвы Христа. Сколько разных событий вместила за это время
человеческая история. С Именем Христа совершались самые смелые подвиги, создавались
прекрасные произведения искусства, проявлялись лучшие человеческие качества.
Но, к сожалению, и самые страшные страницы человеческой истории тоже часто
оправдывались именем Христа. Трудно даже представить, как на основе Учения
Любви, каковым, несомненно, является христианство, могла появиться
средневековая инквизиция…
И все-таки, несмотря на
темные страницы истории человечества, до сих пор евангельские события звучат в
душах многих людей так сильно, будто произошли совсем недавно. И не только
звучат, но и непостижимым образом отражаются в наших жизнях и судьбах. Каждый
проходит свою Голгофу, каждый испытывает свое распятие и воскресение.
Чаще всего, когда мы делаем
жизненный выбор (особенно, если этот выбор духовный) перед нами встают три
искушения Христа. Те самые искушения, которые Он преодолел в пустыне перед
началом своего Служения. Те самые, которыми Его испытывал предводитель темных
сил: искушение чудом, искушение богатством земным и искушение властью (1). Мы
знаем, что Христос преодолел их. Но на протяжении истории человечества эти
испытания встают снова и снова. Перед каждым из нас, перед целыми государствами
и народами, и, наконец, перед самой христианской церковью.
Возрождение православной
церкви в России представляет очень сложный процесс. Все-таки Россия долгое
время была закрытым обществом, и наша церковь, которая является частью этого
общества, несёт на себе все его особенности и отрицательные черты. Наряду с
возрождением духовности проявляются уродливые
признаки нетерпимости,
ортодоксии, фанатизма. Кажется, еще чуть-чуть и снова возникнет из прошлого
безобразный лик инквизиции. Впрочем, удивляться нечему. Фанатизм по сути везде
одинаков. Он выбирает только одежды, в которые может нарядиться. И фанатизм
наиболее ретивых сторонников КПСС ничуть не отличается от фанатизма в одеждах
священничества.
Вот и перед церковью встают
эти три евангельских испытания. И от выбора, который будет ею сделан, зависит
судьба очень многих людей. Станет ли церковь действительно силой мощного
духовного возрождения в обществе, или все обернется утверждением новой модной
идеологии. Обильное мироточение икон, о котором едва ли не в каждом номере пишет
когда-то ортодоксально-атеистическая «Комсомольская правда», вызывает все
меньше и меньше доверия. И вместо чудес духовного поведения нам все чаще и чаще
демонстрируют чудеса совсем иного рода. Невольно вспоминается история с Петром I, который распорядился,
чтобы иконы больше не плакали, иначе заплачут священники. И мироточение
незамедлительно прекратилось.
Но особенно страшным
является для церкви испытание властью. Не борьба с помощью государственных
структур с «чуждыми» мировоззрениями, не поиск «врагов» и «сектантов», а пример
подвижничества могли бы гораздо сильнее убедить народ в истинности Православия.
К сожалению, в глаза пока
бросается совершенно другое. В математике существует так называемое
доказательство «от противного». Сначала доказывается неправильность
противоположной точки зрения, а затем делается вывод об истинности исходного
положения. Давайте применим доказательство «от противного» и посмотрим, каким
не должно быть Православие. Благо, последние события, которые произошли у нас в
Ярославле, дают богатую пищу для размышлений.
Ярославский «Хеллоуин» дьякона Кураева
Со 2 по 4 декабря 2002 г. в
Ярославле по приглашению местной епархии и недавно назначенного в Ярославскую
область епископа Кирилла находился известный богослов, выпускник МГУ, профессор
Свято-Тихоновского богословского института дьякон Андрей Кураев. Он выступил с
лекциями перед общественностью и студентами Ярославского государственного
университета имени П.Г.Демидова. Как обычно, выступление этого православного
миссионера сопровождалось шутками и анекдотами, что привлекало внимание
молодежной аудитории.
В ходе выступлений дьякон
Кураев не раз удивлял аудиторию оригинальностью и резкостью своих суждений,
заявляя буквально следующее: «В самой сути христианства есть нечто скандальное».
Впрочем, выступления дьякона впоследствии показали, что скандальность заключена
не в христианстве, а в позиции самого дьякона, которую он считает христианской.
Так ли это на самом деле – судить нашим читателям.
Его лекция называлась
«Почему Бог один, а религий много?» Если вы полагаете, что дьякон провел урок
сравнительного религиоведения и рассказал о светлых сторонах мировых религий,
то глубоко ошибаетесь. Кураев упорно доказывал превосходство Православия,
всячески унижая другие мировые религии.
В очередной раз дьякон
поразил слушателей своей востокофобией. То, что рассказывал Кураев, вполне
достойно сюжета для «Хеллоуина». Можно сказать, что именно такой «Хеллоуин» дьякон
и устроил во время своего выступления в Ярославле. Вероятно, зал по достоинству
оценил леденящую душу историю о кришнаите, который отрезал голову православному
священнику. Причем, рассказ выглядел так, что этот кришнаит предстал как
типичный представитель всех кришнаитов вообще. Кураев, рассказывая об этом
убийстве (действительно, следует согласиться - случай страшный), упорно
подчеркивал конфессиональную принадлежность преступника и подводил зал к мысли
об агрессивности и магичности этого нового религиозного движения. По странному
совпадению, на следующий день в Ярославле избили и ограбили вологодского
кришнаита, который приехал в наш город. Может быть, это совпадение. А, может, и
нет… Ответственность за слово очень велика, особенно, если это слово служителя
церкви.
Что же касается упомянутой
криминальной истории с кришнаитом, то несколько лет назад газеты писали об этом
преступлении. И, разумеется, кришнаиты открестились от конфессиональной
принадлежности убийцы.
Расследование показало, что никакого отношения к кришнаитам он действительно не имел. Кстати,
кришнаитов трудно отнести к представителям мировых религий Востока. Это новое
религиозное движение возникло относительно недавно и вряд ли может служить
примером классических восточных религий.
Без сомнения, педалирование
конфессиональной (и национальной) принадлежности преступника - это типичный
прием черного пиара, т.е. стремления публично опорочить любым способом. Но по
элементарной логике подобного кураевского пиара получается следующее. Если
большинство россиян, как нас пытаются убедить средства массовой информации,
являются православными, то получается, что количество криминальных случаев в
православной среде – самое высокое. Вывод: при анализе подобных случаев всегда
надо учитывать множество факторов – в первую очередь - психическое состояние
человека и только в последнюю – его религиозную принадлежность. Выдавать
частный случай за тенденцию без учета множества фактов – это очень дурной
метод. Ни к философии, ни к религиоведению он не имеет никакого отношения.
В следующей серии
ярославского «Хеллоуина» дьякон Кураев коснулся буддизма. Сначала он нейтрально
рассуждал об этой мировой религии. Фразы
были вполне приличными без особых оскорблений. Пожалуй, за исключением -
«придурков, которые балуются своими погремушками в горах» (эти слова Кураева
вложил в уста настоятеля буддийского монастыря). Но потом, когда народ немного
расслабился, Кураев снова вернулся к этой теме. И с улыбкой чеширского кота
заявил о том, что порою на месте медитирующих монахов находят их растерзанные
(!) трупы.
Дальнейшую логическую цепочку
относительно того, что это происходит потому, что буддийские монахи поклоняются
не тем духам, каждый с легкостью выстроил сам. Тем более, что дьякон подвел
аудиторию к этому очень четко. Одним словом, черный пиар – в массы.
Еще одна серия Ярославского
«Хеллоуина», устроенного дьяконом Кураевым, касалась Наследия семьи Рерихов.
Конечно, эту тему можно было бы особенно и не комментировать. Многим хорошо
известно, что отношение к философии Рерихов – это явно профессиональное
"заболевание" дьякона Кураева, которое передалось ему по наследству
от его батюшки – Вячеслава Кураева, работавшего в идеологическом отделе ЦК КПСС
у известного «великого инквизитора» Федосеева.
В среде исследователей,
занимающихся изучением восточной философии, прекрасно известно, что Кураев
использует бесчестные приемы ведения полемики, в том числе: соединение цитат,
не имеющих друг к другу никакого отношения; «выдергивание» цитат из контекста;
выдвижение теорий, не подтвержденных текстом приведенных цитат; игра смысловыми
интонациями и нюансами и т.д. Безусловно, это приводит к искажению
первоначального смысла текста. Таким образом, А.Кураев создает образ врага и
инспирирует нападки на имена многих достойных деятелей мировой культуры.
Кстати, если, пользуясь таким же методом работы с текстом, взять любой из
"трудов" самого диакона Кураева, надергать оттуда отдельных фраз,
склеить все это воедино, то очень легко можно будет доказать, что диакон Кураев
сам является сатанистом.
В своем ярославском
выступлении, Кураев, не вдаваясь особо в философские взгляды Рерихов,
использовал, на его взгляд, «убойный» аргумент явно не первой свежести. Он
вменил Рерихам тот факт, что они советовали употреблять мускус в качестве
тонизирующего средства. Дьякон открыл изумленному залу, что мускус – это выделение
желез барана. По версии дьякона все это было похоже едва ли не на языческий
обряд, который заменял Рерихам … причастие. Словом, в огороде бузина, а в Киеве
– дядька.
Едва ли есть смысл
растолковывать дьякону то, что мускус является составной частью многих западных
и восточных фармакопей. На основе мускуса и сейчас готовятся многие лекарства.
Более того, мускус входил (и сейчас входит) в состав многих духов. Так что прабабушка,
бабушка и матушка дьякона Кураева вполне вероятно душились «выделениями желез
барана». Рерихи действительно отмечали жизнедательные свойства этого природного
средства. Но мускус достать довольно нелегко, поэтому вполне можно заменять его
настойкой элеутерококка или женьшеня.
Много, очень много вопросов
осталось после выступления дьякона. Мы специально расспрашивали некоторых
ярославцев относительно их впечатлений о Кураеве. Даже те, которые видели
дьякона только по телевизору, были единодушны в одной характеристике: «Наглый и
самоуверенный!» Это и понятно. В Ярославле, где еще сохранился русский дух,
подобных качеств характера действительно не уважают.
Совершенно непонятно, зачем
потребовалось дьякону столь упорно доказывать торжество Православия через
унижение других духовных учений. Православие - хорошо само по себе, а не
потому, что все другие мировоззрения плохие. Кстати, в речах Кураева не
прозвучало ни одной цитаты выдающихся православных мыслителей: Павла Флоренского,
Вл.Соловьева, Бердяева.
Безусловно, в Православии
заключены глубочайшая мудрость и высочайшая Любовь. Но именно этого мы и не
почувствовали в выступлении дьякона. Если все другие мировые религии, по мнению
дьякона, являются «сатанизмом», то это – уже не Православие, а самое настоящее
мракобесие. Православие должно стать лестницей духовного восхождения, а не
забором, закрывающим небо. И еще. Давно замечено, что о Православии не
рассказывают, его показывают. То, что показал нам дьякон Кураев в Ярославле, не
имело никакого отношения ни к Православию, ни к духовности, ни к культуре.
Можно только предположить,
что трансформация дьякона Кураева из научного атеиста в верующего не дошла до
логического завершения. Она закончилась где-то на середине пути. Так и не придя
духом к Христианству, Кураев внес в отечественное богословие опыт научного
атеизма. В результате получился весьма занимательный симбиоз. Например, в
позиции Кураева прекрасно просматривается сталинская теория о том, что с
продвижением к коммунизму, будет крепнуть классовая борьба. Вот богослов Кураев
с сектоведом Дворкиным и усиливают сознательно эту борьбу с
"оппортунистами", т.е. сектантами.
Стоит ли удивляться, что
мировоззрение, которое победит в этой борьбе, будет всем, чем угодно, но уже не
Православием. К Учению Христа оно не будет иметь уже никакого отношения.
Высокий дух христианства в этом мировоззрении будет просто отсутствовать.
Мы уверены, не страшны
Православию никакие католики и Римские папы, не страшны сектанты и оккультисты.
Страшны те, кто разлагают Православную духовность изнутри, такие как дьякон
Кураев и его последователи. Разлагают своим цинизмом, надменностью, самостью
превосходства, гордыней и еще многими подобными качествами, которые к
Православию не имеют ровным счетом никакого отношения. Похоже, что с делом
разрушения Православной духовности подобным персоналиям удается справиться
гораздо лучше, чем многотысячным отрядам крестоносцев.
И еще один интересный момент
нам открыл приезд дьякона в Ярославль: политические откровения этого духовного
лица. На вопрос журналистки ярославской газеты «Золотое кольцо» Ирины Вагановой
о том, когда у нас в стране начнется нормальная жизнь, дьякон Кураев ответил
прямо: когда закончится чеченская война. Для этого, по его мнению, прежде
всего, необходимо вычистить лужковско-путинские кабинеты. По словам дьякона
Кураева, разрушение России под видом всевозможных реформ и демократических
преобразований, ориентированное на Запад, активно продолжается, а Путин –
президент номинальный, страной правит Волошин. (2). Оставляем эти высказывания
дьякона без комментариев.
«Ярославские Епархиальные ведомости»
против культуры
Вскоре после отъезда
А.Кураева из Ярославля вышел очередной номер газеты «Ярославские епархиальные
ведомости», в котором опубликована статья протоирея Александра Кузяева «О духе
Божием и духе заблуждения». (3).
Господин Кузяев, вероятно,
под впечатлением московского богослова Кураева в своем опусе сделал столько
«открытий», что о некоторых из них стоило бы рассказать более подробно.
Статья г-на Кузяева содержит
не только невежественные нападки на деятелей мировой культуры, но также
высказывания, которые являются явным нарушением Конституции России, ряда статей
Уголовного Кодекса и законов Российской Федерации.
Так, например, А.Кузяев
цитирует иеромонаха Серафима Роуза, который объявляет индуизм … черной магией.
На наш взгляд, подобные заявления являются откровенной проповедью превосходства
одних религий над другими и разжиганием межрелигиозной вражды. Как показывает
анализ публикации господина Кузяева, он, вторгаясь в пространство культуры
Востока, совершенно не обладает знаниями в области востоковедения, индологии и
сравнительного религиоведения.
Господин Кузяев позволяет
себе публичные оскорбительные высказывания в адрес известной исследовательницы
Востока 19 века Елены Петровны Блаватской и выдающихся деятелей мировой
культуры и науки – семьи Рерихов. Ситуация создается совершенно парадоксальная:
ЮНЕСКО объявляет 1991 год – Международным годом Блаватской, а господин Кузяев
называет ее «ведьмой» и сожалеет о невозможности ее …сожжения, тоскуя, видимо,
по временам инквизиции.
Весьма негативно, господин
Кузяев высказывается и о выдающейся русской семье Рерихов. Он называет
Н.К.Рериха масоном (что на самом деле не соответствует действительности) и ссылается
при этом на сомнительные бульварные издания.
Но что особенно
настораживает в статье православного
священника господина Кузяева, так это оправдание
инквизиции. На наш взгляд, подобная позиция сходна с оправданием фашизма. Число
жертв инквизиции действительно составило более 10 миллионов человек (так в
учебном пособии «Основы религиоведения» профессора, доктора философских наук
А.А.Круглова, Минск, "ТетраСистемс" приводится цифра – 20 миллионов
человек – жертвы средневековой инквизиции).
К счастью, Русская Православная
Церковь, в отличие от католической, почти не знала всех этих ужасов (пожалуй,
за исключением сожжения еретиков в Новгороде и Москве, которое состоялось 27
декабря 1504 года благодаря Иосифу Волоцкому и Геннадию Новгородскому – так называемая
«ересь жидовствующих»). Поэтому очень странно, что православный священник,
который по роду своей деятельности должен нести мир, добро и справедливость,
пытается оправдать инквизицию – это жесточайшее и уродливое явление в истории
человечества, давно осужденное всеми культурными людьми. Примечательно, что даже Римский Папа Иоанн
Павел II принес покаяние за ужасы средневековой инквизиции
(4), а в газете «Ярославские епархиальные ведомости» православным священником
(!) Кузяевым проводится апология этого страшного явления.
К сожалению, Ярославская
епархия уже не в первый раз оказывается в центре скандала, связанного с
разжиганием межнациональной и межрелигиозной вражды (5). Таким образом, можно
говорить о складывающейся тенденции весьма негативного свойства.
В настоящее время много
говорится о целесообразности введения в школах уроков православной культуры и
организации кафедр теологии в университетах. Страшно подумать, что может
произойти, если мракобесие, подобное тому, какое продемонстрировал протоирей
Кузяев в газете «Ярославские епархиальные ведомости», хлынет под видом
православной культуры в школы и университеты Ярославля. Кстати, после всего
этого уже не вызывает удивления тот факт, что против учебника «Основы
Православной культуры» правозащитными организациями возбуждено уголовное дело
за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни». (6).
За партию "два" не поставят
Когда-то давным-давно, когда
мы шли сдавать экзамены по общественным дисциплинам, друзья напутствовали нам
словами: «Больше говорите о роли партии. За партию «два» не поставят!». Неужели
нынешнее поколение студентов то же самое будет говорить о церкви? Неужели
вместо возрождения духовности мы получим новую политическую силу и идеологию, о
которой все будут громко говорить, но никто не будет выполнять.
Пожалуй, одного
исторического урока для России было вполне достаточно. Когда же мы избавимся от
этой нетерпимости к инакомыслию, фанатизма и ненависти? Самое интересное, что
противоядие находится в самом Православии. Нужно только все это увидеть, понять
и применить. И еще правильно выбрать православного автора. Важно Святых Отцов,
Флоренского, Бердяева, не перепутать с Кураевым, Дворкиным, Берестовым и проч.
Есть одна старая
православная притча, которая обретает сейчас новое, актуальное значение. А суть
ее такова.
«Однажды в церкви
шла проповедь. И зашел в храм прозорливый старец. И увидел, что проповедь
читает бес в образе батюшки. Попробую-ка я уличить его, - решил старец. Ведь рано
или поздно бес обязательно станет говорить что-то неправославное. Но проповедь
продолжалась, а бес так ни разу и не ошибся.
Наконец,
проповедь закончилась. Подошел старец к бесу и говорит: «Я узнал тебя. Ты –
бес. Почему же ты все говорил по-православному и нигде ничего не исказил. В чем
же твоя хитрость?». Улыбнулся польщенный бес и ответил: «Я говорил с холодным
сердцем. И ни один из тех, кто меня слушал, не станет выполнять то, о чем я им
рассказывал».
Есть о
чем задуматься, не правда ли?
ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ:
1.
Евангелие от Матфея. Гл.4;1-10 Евангелие от Луки. Гл.4; 1-13.
2.
Золотое кольцо, № 226 от
4.12.2002.
3.
«Ярославские епархиальные ведомости» № 11-12, 2002.
4.
«Независимая газета», № 45 от
14.03.2000.
5.
Интернет. Портал «Религии и СМИ».
http://www.religare.ru/article.php?num=1408.
6. Комсомольская
правда, 18.01.2003.